Популярные статьи

Из этой статьи вы узнаете:

  • историю создания песочной терапии;
  • как устроена психологическая песочница;
  • как проходит сеанс песочной терапии;
  • возможности и назначение песочной терапии для детей;
  • зачем сотрудничество с родителями, когда психотерапию проходит ребенок.

Истории создания песочной терапии, цели   и задачи

Песок – удивительный природный материал. Его  сыпучая мягкая текстура притягивает человека, зовет потрогать, поиграть с ним. Неслучайно еще из детства мы помним, как возились в песке, строили из него фигурки, замки и куличи. Да и сейчас на каком-нибудь песочном пляже нет-нет, да и увидишь как дети, и взрослые строят что-то   из песка или делают его предметом своих игр.

 История песочной терапии началась в первой декаде ХХ столетия. Г. Уэллс, английский писатель, наблюдая за своими двумя сыновьями, играющими на полу с миниатюрными фигурками, понял, что они прорабатывают свои проблемы в отношениях друг с другом и другими членами семьи. В 1911 году в своей книге «Игры не полу» Уэллс описал спонтанную игру без правил, в которую он играл со своими сыновьями, использую миниатюрный фигурки маленькие предметы. В качестве иллюстраций к книге Уэллс использовал фотографии игр  с сыновьями. Эти занятия порой длились по несколько дней. Действие происходило на пространстве, ограниченном досками. Уэллс описывал игровую среду, содержащую картины исторических баталий, фантастических городов и островов, и объяснял причины, по которым он предлагал играть именно в такие игры.

Нескорое время спустя, в Швеции в конце 1920 – х.  годов Шарлотта Бюлер впервые в психологической практике стала использовать поднос с песком, разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Уже позже в 1929 году английский врач-педиатр, детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд начинает работать с песком в больнице с детьми с психическими отклонениями.  Она стала использовать песок не только для диагностики, но и в терапевтических целях. Ею была предложена техника «построения мира», где был описан способ организации детской игры.  В 1935 году она опубликовала книгу под названием «Игра в детстве».  Это издание привлекло  внимание К. Юнга и он посоветовал своей ученице Доре Калльф обратить особый интерес  на  психотерапевтические возможности игры на песке и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Калльф разработала юнгианский подход к песочной терапии и позже выпустила книгу «Песочная терапия».  Объединив теорию Юнга с техникой Ловенфельд, Калфф создала свой уникальный метод. Она придала новый смысл и направление, внеся в него теоретическую базу  английской психологии и восточной философии.

Как устроена психологическая песочница

В песочной игре используют ящик 70*50*9 см, для индивидуальных занятий и 75*55*13 см. для групповых занятий,  заполненный  сухим  песком. Иногда   психолог может использовать еще один ящик с влажным песком. Внутренняя поверхность ящика окрашена в голубой цвет для имитации воды и воздуха. Этот цвет в пространстве песочницы символизирует содержание бессознательного. Песок, принесенный в кабинет и заключенный в границы песочницы, очень важная составляющая  терапии и  как материал, выбран не случайно. Песок веками используется людьми для построения и обустройства. Лежа на песке, человек отдыхает душой и телом, чувствует себя песчинкой во всей Вселенной. А создавая песочные фигуры, может ощутить себя и Творцом.

Еще одна важная составляющая песочной терапии – это коллекция фигурок и миниатюр.  Они, несомненно, влияют как на самого создателя песочной картины, так и на созданный им мир. Фигурки подобраны специальным образом, и коллекция каждого психотерапевта  уникальна, именно эта уникальность дает возможность клиенту работать с ней как с продолжением (расширением) терапевта, и поэтому процесс удерживается в рамках переноса.

Сеанс песочной терапии

Клиенту, пришедшему к психологу, предлагается в ящике с песком создать картину, используя специальный набор  игрушек. Уже после первого сеанса виден терапевтический эффект. Через построение песочного мира человек маскирует проблему, которая волнует его именно сейчас.  Хорошему специалисту достаточно взглянуть на песочные фигуры, как он увидит и саму проблему, так и причины ее возникновения, и способы решения. После того, как работа с песком закончена, начинается обсуждение вместе с психологом. Разбирается каждая фигурка. Психолог вместе с клиентом пытается понять, что она означает, какие  чувства эта игрушка вызывает, какой смысл несет для него,  и как изменить ситуацию, сначала в песочнице, а потом и в реальной жизни.  Постепенно и самому пациенту становятся понятны его переживания, а подсознание настраивается на решение проблемы.

При песочной терапии очень важна серия работ. Первые картины сначала показывают те ситуации, которые происходят во внешней реальности. И постепенно, на следующих сеансах проступают символы, которые рассказывают о внутренних переживаниях создателя картин. В процессе игры с песком наступает взаимодействие сознания с глубокими слоями бессознательной психики.

 Сеанс длиться 50-60 минут. Как правило, с детьми рекомендуется провести 8-10 сессий, из которых 4-5 диагностические, а остальные терапевтические.  Но все очень индивидуально.

Возможности и назначение песочной терапии для детей

Процесс создания песочной картины в свободном и защищенном пространстве, и сама картина как результат этого процесса оказывает на психику благотворное воздействие. Это одно из важнейших свойств техники. Действующая сила игры в песке проявляется в следующих аспектах:

  • игра дает ребенку возможность освободиться от психических травм, путем проекции фантазий и рождает ощущение, что он может контролировать свои импульсы. Даже у одной-единственной песочной картины может быть целительный эффект;
  • проекции, из которых состоит песочная картина гораздо менее подвержены внутренней критике и цензуре, чем выраженные  вербально. Это значительно ускоряет терапевтический процесс, а во многих случаях вообще позволяет  ему состояться;
  • образы и ситуации, которые появляются в песочнице, продолжают еще долго «работать» в бессознательном. Со временем зависимость ребенка от психолога заменяют его отношения со своим внутренним миром. Это способствует его автономии и укрепляет его веру в собственные силы;
  • неразрешенные внутренние конфликты часто приводят к расстройствам внимания, а творческий процесс обычно быстро захватывает ребенка  и способен надолго удерживать его внимание. В такие моменты душа свободна от гнета конфликтов и проблем, и ребенок чувствует себя счастливым.

В ходе песочной терапии ребенок изучает на только кабинет и игрушки, но и себя самого, так как у него появляется возможность посмотреть на себя со стороны. Из такого опыта самопознания, саморазвития и самовыражения он учиться принимать и уважать не только себя, но и других, использовать свободу с чувством ответственности.

Сотрудничество с родителями

Сотрудничество с родителями – важнейшая составляющая успешной терапии детей, в которой они, так или иначе, принимают участие. Обычно родители понимают, насколько важно их внимание к  терапевтическому процессу, готовы обсуждать свои взаимоотношения с ребенком, говорить о своих сомнениях и тревогах. Семья больше, чем кто-либо влияет на развитие ребенка, поэтому любые изменения в поведении родителей могут оказаться очень полезными для ребенка. Почти каждый родитель связывает проблемы ребенка со своим поведением или ситуацией в семье и хочет помочь, включаясь в терапевтический процесс.

 Первая встреча с родителями, как правило, происходит перед встречей с самим ребенком. Это идет на благо терапии. Готовясь к ней, необходимо подумать о целом ряде факторов. Во-первых, важно, чтобы родители поняли, что первое интервью они должны прийти без ребенка. Цель первого визита – это обсуждение проблемы, истории жизни ребенка и  плана совместной работы. Не исключено, что для решения проблемы надо будет отправлять  ребенка к другому специалисту.

 Во время второй встречи, которая проходит после диагностических сессий с ребенком, я рассказываю как я понимаю ситуация и свой вклад в то что ему необходимо.  Часто я рекомендую родителям провести несколько «родительских сессий», на которых  оба родителя вместе или один из них имеет возможность поговорить о своих переживаниях, тревогах и неудачах, связанных с развитием и воспитанием детей. Эти встречи снижают тревогу и помогают установить доверие между нами.  Безусловно, работая  с детьми, мы психологи и психотерапевты зависим от помощи родителей и их поддержки. Поэтому сотрудничество с родителями это продолжение терапии ребенка.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии,   успешно корректировать поведение своих детей.

Закончить свою статью хочу словами Карла Юнга, который говорил:

"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

При написании статьи использовался  материал из книг:

  1. Щербакова (Батня) В. Игры на песке. Песочная терапия.
  2. Эль Г. Человек, играющий в песок.
  3. Аллан Д. Ландшафт детской души.
  4. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Кабинет

Яндекс.Метрика