Заикание начинается в том возрасте, когда ребенок делает первые попытки овладеть речью, как средством коммуникации. Достаточно заметен этот симптом становится в около 3-5 лет, и может закрепиться на всю жизнь или возникать и исчезать в связи с определенными жизненными обстоятельствами. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек. Взрослых заикающихся вы встретите реже, чем детей. Как правило, чем старше становится человек, тем симптомы заикания его меньше беспокоят. Если ребенок перешагнул рубеж 7-8 лет, то стойкого, закрепившегося заикания у него не будет.
 
Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, когда из-за длительного напряжение мышц лица происходит непроизвольная пауза, либо какой-то звук растягивается и клоническую, характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов. Встречается и смешанная форма, объединяющие оба тип заикания. 
 
Можно заметить, что ребенок в спонтанной речи часто повторяет слоги или слова и это легкий тип заикания. Если же малыш заикается во время диалогов и монологов, то это средний по тяжести тип заикания. И, наконец, тяжёлое течение – это достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц и ощущением, что не хватанет воздуха.
 
Единого мнения по поводу точной причины развития заикания нет. Есть разные взгляды на происхождение этого недуга: наследственная предрасположенность, патологии при вынашивании ребенка, травмы при рождении, сильный испуг чего-либо, личностные психологические особенности самого ребенка, особенности воспитания и психоэмоциональная обстановка в семье. Можно встретить и такие нелепые причины, как ранее изучение ребенком иностранного языка, слуховая амнезия или физиологические особенности речевого аппарата ребенка.
 
С психоаналитической точки зрения заикание — это функциональное нарушение речи, когда противоположные желания сходятся в одной точке. Человек одновременно хочет и не хочет говорить. Сознательно он намерен что-то сказать, но также присутствует и бессознательная причина нежелания/страха говорить. У ребенка, например, это может быть бессознательное желание сказать непристойное слово, таким образом выражая свои агрессивные импульсы, но воспитание и запреты родителей не позволяют это делать. 
 
Обычно заикание провоцируется или усиливается двумя обстоятельствами, во-первых, трудно говорить в присутствии авторитетных фигур, во-вторых, когда необходимо отстоять свою точку зрения. 
 
Также на бессознательном уровне может закрепиться мысль, что «слова могут убивать», и тогда необходимо быть осторожным при использовании этого грозного оружия. В сознании все переворачивается.  Человек, испытывая чувство вины за агрессивные импульсы и «убивает» уже собственные слова. 
Существуют и другие бессознательные причины, формирующие этот симптом, например, и это может показаться странным, получение приятных ощущений от многократного повторения определенных звуков. Это самые первые губные звуки ([п], [м], [б]), при произнесении которых учавствуют те же мышцы, что и при сосании материнской груди или бутылочки. 
 
С заиканием могут быть связаны и многочисленные вторичные выгоды. Трудно себе представить, что заикающийся человек может получать выгоды от своего симптома, но это так. Так как говорение — это средство коммуникации, то запинки так или иначе привлекают внимание. Нередко заикающиеся вызывают у окружающих сочувствие, жалость, сопереживание и этим можно пользоваться. Поэтому у ребенка или взрослого, страдающего этим недугом, можно обнаружить большое количество инфантильных (детских) черт. Также на глубинном уровне заикание позволят удовлетворить злость и агрессию, которых у заикающихся достаточно много. Например, не редко можно наблюдать, как заикающийся буквально приковывает и парализует своего слушателя, который вынужден терпеливо и вежливо слушать запинающуюся речь. Это и есть бессознательный акт выражения агрессии - как бы силой заставить собеседника предоставить пространство для ораторства. Именно поэтому психоаналитики проводят параллель между заиканием и эксгибиционизмом. В этом месте можно думать о том, насколько важно родителям предоставлять ребенку место для рассуждений и высказываний вслух не оговаривая, не высмеивая и не обесценивая его речь. 
 
Хочу также отметить, что почти все заикающиеся достаточно амбициозные люди, это сверхкомпенсаторная реакция на симптом. Например, Демосфен, пророк Моисей, король Георг VI, Уинстон Черчилль, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро не единственные, кто стали выдающимися ораторами или сделали речь профессиональным инструментом.  
 
Всем заикающимся показана психотерапия. Психоаналитическая же терапия детей и взрослых весьма эффективна, если сам пациент или родители ребенка-пациента согласны на длительную (от года) работу с психологом. Так как корни этого симптома находятся в раннем нарушении взаимодействия матери и ребенка, то психоаналитическая терапия в первую очередь лежит в области проработки именно прегениальных (оральных) областей психики. Терапевту приходится иметь дело не только с оральной фиксацией (удовольствие через «смокование» звуков и слов), а также с анальной фиксацией (заикание, как аналогия с запором - средством удерживать слова внутри себя). Безусловно в лечении заикающегося терапевт столкнётся и с нарциссической проблематикой пациента. Надо отметить, что сопротивление к выздоровлению у этой группы пациентов очень велико. 
 
Все эти глубинные проблемы заикания делают психоаналитическую терапии процессом не быстрым, с регрессивными периодами. Однако, результат, достигнутый в ходе психоанализа или психоаналитической терапии весьма стойкий с минимальным количеством рецидивов. 
 
В заключении хочу подчеркнуть, что заикание это не дефект речи, а инфантильный психоневроз. Если у ребёнка замечены первые запинки в речи, его не стоит ругать или заставлять говорить «хорошо», это лишь усугубит начинающуюся проблему и может сделать малыша пугливым, сверхчувствительным и замкнутым. По возможности надо помочь сублимировать его деятельность и энергию, например, в игру и обратиться к специалисту за коррекцией. Чем раньше начато лечение, тем быстрее происходит освобождение от симптома.