Фильм «Жестяной барабан» ? экранизация одноименной философской притчи немецкого писателя Гюнтера Грасса. Роман Г. Грасса был напечатан в 1959 году и сразу получил широкую известность, принеся его автору скандальную славу, став одновременно и предметом восхищения, и жесткой критики. В настоящее время «Жестяной барабан» считается великим произведением не только немецкой, но и мировой литературы XX века.
 
 
Однако фильм режиссера Фолькера Шлендорфа вышел только в 1979 году, через 20 лет после издания романа. Ф. Шлендорф мечтал о постановке фильма долгие годы, но не мог осуществить свой замысел, пока не нашел подходящего актера на главную роль.
 
Г. Грасс в своем произведении создал поразительный образ трехлетнего мальчика по имени Оскар, который в 1927 году (это также и год рождения самого писателя), разочаровавшись в жизни взрослых, объявил, что не будет больше расти, собираясь навсегда остаться ребенком.
 
Фильм «Жестяной барабан» ? фильм о потерянной идентичности, об отсутствии закона, об унижении мужчины. Если мы, психоаналитики часто в своей практике встречаемся с ситуациями, где из поколения в поколение в семьях матери не могли выполнять свои материнские функции, то  считаем, что в семье нет матери, а здесь ситуация обратная – здесь нет отца. Здесь много мужчин, но ни один из них не может выполнить отцовские функции, не может установить границы, ввести Закон. Здесь нет отца ни у бабушки главного героя, которая одна оказалась на поле и отдала себя неизвестному мужчине. И не было отца у матери главного героя, который скрылся от полиции через год после ее случайного рождения и превратился в легенду. Фактически не было отца и у Оскара. Только когда семья уезжает на Запад, Оскар начинает расти. 
 
Анализируя фильм, мы можем проследить, как неполная идентичность, отсутствие у мужчин возможности отвечать за границы и нормы жизни, унижение мужчины из поколения в поколение передается в семье, приводит к перверсиям, гомосексуализму, инцесту, и, в конечном итоге, психозу и смерти.
 
(отрывок из статьи Спиркиной Е.А., читайте полностью на сайте журнала ИПиПП) 
https://psyjournal.ru/articles/posledstviya-nasiliya-i-otsutstviya-granic-na-materiale-filma-folkera-shlendorfa-zhestyanoy