Чем нейропсихолог отличается от психоневролога?

Психоневролог – это врач, специализирующийся в области психических расстройств, изучающий неврозы, пограничные состояния, нервную систему в норме и патологии:

соответствующие разделы анатомии, биохимии, клиническую невропатологию, нейрогенетику и т.д. Решение проблемы он предлагает медицинское, часто медикаментозное.

Нейропсихолог – это психолог, а именно клинический психолог, работа которого основывается на знании и учете закономерностей работы нервной системы человека. Традиционно, нейропсихологи работают в клиниках нервных болезней, в больницах, госпиталях, выполняли диагностическую работу, выясняя, какие функции пострадали у человека в результате травмы или болезни и определили место поражения нервной системы больного.
Детский нейропсихолог – это клинический психолог, работа которого основывается на знании и учете закономерностей формирования, развития и работы нервной системы ребенка. Детский нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности психических функций ребенка, выявляет "проседающие" функции, определяет какие области мозга недостаточно созрели для выполнения "своих обязанностей", за счет чего имеются те или иные трудности в обучении, выделяет зону ближайшего развития ребенка.

Чем занимается детская нейропсихология?

Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем.
Детскую нейропсихологию выделяют в отдельное направление, но ее основателем, как и общей нейропсихологии, был Александр Лурия. Многие его работы посвящены развитию речи и интеллекта у детей. Впоследствии другие ученые, например, Симерницкая, Семенович, Хомская, Ахутина и прочие, разработали развивающие и психокоррекционные программы. Нейропсихологи занимаются как со здоровыми, так и с детьми с нарушениями.
В современных условиях у детей часто бывают проблемы с адаптацией в школе. Учитывая, что дети идут в школу в шесть лет, многие из них оказываются не готовыми к умственным и физическим нагрузкам. С каждым годом требования школьной программы становятся все выше. Дети плохо себя ведут, отказываются идти в школу, быстро устают. Родители нередко игнорируют проблему, считая, что со временем пройдет само собой. При этом ребенок страдает сам и мучает родителей, которые считают его непослушным и неуправляемым. Кроме того, неуспеваемость приводит к разным психологическим проблемам. Возникают страх, тревога, неуверенность в себе, чувство «неудачника», трудности в общении с одноклассниками.
Консультация детского нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в височной доли левого полушария находятся области, "отвечающие" за звуковой анализ речи. В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических функций.
Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, - например, в коммуникативной сфере.
Нейропсихологическую коррекцию лучше всего проводить в дошкольном и младшем школьном возрасте от 5 до 12 лет. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят активные процессы формирования мозга, а также берется во внимание ранний опыт развития ребенка. Тесты проводятся в форме игровых упражнений, которые позволяют определить степень сформированности связей между разными участками мозга. Занятия могут проходить индивидуально или в небольших группах. Длительность психокоррекционной работы зависит от уровня развития ребенка. Также упражнения необходимо делать дома, чтобы результат был более эффективным. Игра – одно из необходимых условий развития детей, поэтому дома надо чаще играть, чтобы развитие ребенка шло естественным путем. Большинство упражнений были разработаны такими учеными, как А. Лурия, Л. Цветкова, А. Семенович, и используются большинством практикующих нейропсихологов.
На основании проведенной диагностики строится коррекционная программа, которая состоит из специально разработанных и подобранных физических упражнений, развивающих игр, умственных занятий для ребенка. Такая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. В процессе нейропсихологических занятий происходит коррекция психофизиологической основы психической деятельности и формирования личности ребенка.

Когда следует обращаться к детскому нейропсихологу?

Стоит задуматься о консультации нейропсихолога, если имелись или имеются следующие события или состояния:

у мамы:

  • - сложности протекания беременности, такие как: токсикоз, угроза прерывания, отеки, анемия, мало- или многоводие;
  • - сложности при родовой деятельности: недоношенность или переношенность, вес ребенка до 3000 гр., стимуляция родовой деятельности, стремительные или затяжные роды, внутриутробная или острая гипоксия ребенка, обвитие пуповиной, кесарево сечение;

у ребенка:

  • - послеродовая желтуха, родовая травма, инфекционные заболевания в первые месяцы жизни, а также энцефалит, менингит или черепно-могзовая травма;
  • - дисгармоничность раннего моторного или речевого развития, нарушение срока прорезывания или смены зубов, ранний до 5 лет отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон, гипотонус или гипертонус мышц;
  • - метеозависимость, укачивание в транспорте, нарушения равновесия, тики, неврозы;
  • - быстрая утомляемость или возбудимость ребенка, частые «простуды», аллергия, бронхиальная астма, головные боли, проблемы ЖКТ, аутистические проявления;
  • - острые страхи (кроме возрастных страхов), резкие перепады настроения;
  • - сложности школьной адаптации, плохое чтение, плохой почерк, обилие грамматических ошибок, трудности счета, непонимание условий задач, «глупые» ошибки «по невнимательности», неровная учеба (то 5, то 2), и дополнительные занятия не приносят успеха, трудности усвоения понятии право и лево, нарушение звукопроизношения;
  • - неусидчивость, невнимательность, сложности с запоминанием информации, трудности контактов со сверстниками, неумение организовать свою деятельность, медлительность, случаи «выпадения» из действительности («ребенок меня как будто не слышит»);
  • - ребенку трудно считать, писать, читать, а дополнительные занятия с педагогами не дают видимых улучшений, (например, при дислексии возникают сложности в овладении чтением при достаточном уровне интеллектуального развития и речи), трудно складывать слоги в слова, в результате он не очень хорошо понимает прочитанное;

Вовремя замеченные особенности и трудности ребенка и коррекционные занятия с нейропсихологом приносят положительные результаты. Поддержка родителей и доброжелательная атмосфера в семье – еще одно из главных условий того, что ребенок будет расти здоровым.