Из этой статьи вы узнаете:

  • о психологических  причинах и жизненных обстоятельствах, влияющих на набор лишнего веса в детстве,
  • о типах толстых людей,
  • как помочь ребенку не набирать лишний вес,
  • как  взрослому  избежать ошибок.

     Вы видели детей, которые больше напоминают маленьких взрослых? Они мудры не по годам, очень ответственны, самостоятельны, сдержанны в проявлении чувств, не причиняют взрослым лишнего беспокойства. Они редко шумят, не закатывают истерик и не ленятся. Обществом такое поведение детей очень поощряется. Как правило, родители таких детей применяют  к ним те же требования дисциплины, внешности, правильных  манер, что и к себе. Не  обошла эта тема и детскую фигуру. Мамы и папы  тщательно следят, чтобы их ребенок не поправлялся, имел «нужный» размер и форму тела, а если что-то не так, то на детский фитнес отправят или  диету подберут.

     Теперь хочу поделить с вами своими клиническими наблюдениями. Я, как психолог, консультирую пациентов, которые решаются прийти на программу по похудению.  Детские истории моих пациентов часто  похожи и обусловлены рядом обстоятельств, в которых они росли. Первое, в раннем детстве  они не чувствовали себя в безопасности, поэтому сильно привязывались к своим родителям, чаще к матерям и плохо переносили разлуку. Второе, воспринимали себя незначительной личностью, с которой никто не желает считаться, отсюда желание взять под  контроль окружающих, бессознательно, вступая в зависимые отношения, не умея отказывать и говорить «нет». Или же рано взрослели, становясь ответственными  не только за себя, но и за старших. Третье, получали оральное наслаждение от еды, компенсируя жизненные неудачи, не прилагая волевых усилий. Также провоцирующими факторами  в наборе веса можно считатьрождение второго ребенка в семье, развод или смерть родителей, уход (потерю) родительского дома. В таких обстоятельствах  утрачивался объект любви, что  вызывало сильные эмоции, которые трудно было пережить, а еда заглушала переживания. Так постепенно  набирались  лишние килограммы, которые приводили не только к  ухудшению физического здоровья, но  и к трудностям  социальной адаптации.

     Мое общение с пациентами желающими похудеть позволило выделить два типа толстых людей – счастливых и несчастных. Несчастные были озабочены своим лишнем весом и считали его своей главной определяющей чертой. Вся их жизнь посвящена избавлению от лишних килограммов, мечты забыты до достижения заветного идеала. В их рассказах много печали, слез, ненависти, а также  брезгливости к себе,  своему телу  и досады за то, что они так выглядят. Порой только это и составляет суть их повествований. Их высказывания, обращенные к себе: «Просто нужно меньше жрать!», «Поднять, наконец, свою  жирную ж…. и записаться в спорт зал!» Счастливые толстяки, конечно, предпочли бы потерять несколько килограммов, но в целом это не было для них самоцелью – потому как  у них были достижения, друзья, любовники, они были успешны. Зачастую,  счастливые толстяки  обладают  тонким и интеллигентным чувством юмора, самоиронией, и в такие минуты думаешь о них насколько это яркие и самодостаточные  люди. Как выяснилось, такая разница в эмоциональном настрое была обусловлена отношением к ним родителей в детстве. У первых родители были чрезвычайно озабочены весом своих детей и шли на любые меры, чтобы заставить ребенка похудеть. Чем больше людей пытались повлиять на ребенка – тренеры,  учителя, друзья, соседи, семья, тем хуже были результаты. Мои личные наблюдения говорят, что такая «помощь» на самом деле приносит больше вреда, чем пользы, делая человека толще, чем он мог бы быть. У вторых, родители видели трудности  детей, но принимали своих детей такими, какие они есть, и старались уважительно и  тактично прийти на помощь.

Как помочь ребенку

     Да, это испытание растить ребенка склонного к полноте. Наше современное общество помешено на похудении, и вырастить в нем эмоционально здорового ребенка очень трудно, поэтому:

  • любите своих детей без критики, поддерживайте во всем и повышайте самооценку;
  • важно, чтобы у ребенка сохранилась возможность есть с удовольствием и наслаждаться жизнью;
  • не доводите сложные ситуации до кризиса,  помогайте  распознавать их и  обучайте стратегиям выхода из стрессовых ситуаций;
  • правильно формируйте пищевые привычки: исключите сладкие перекусы и установите четкий режим приема пищи без возможности попрошайничать между ними.

Полноватый ребенок, как, например, «очкарик» или ребенок с каким-либо физическим изъяном, должен иметь социальные и эмоциональные навыки выше среднего, чтобы справляться с косыми взглядами и быть успешным. Поэтому приложите усилия к тому, чтобы поддерживать его безусловно, воспитать в нем легкий характер, здравый смысл, умение решать проблемы, ладить с другими людьми и справляться с эмоциями.

Что же делать взрослому

     Многие поколения родителей говорили: «Съешь овощи – получишь сладкое», тем самым показывая, что десерт более желанный, чем овощи. Такая «награда» проводит к тому, что ребенок ест дважды, сначала чтобы доесть еду, потом десерт уже на полный желудок.

Между тем, исследования, которые проводились в Калифорнии на протяжении 16 лет показали, что дети, которые растолстели в подростковом возрасте ели не больше тех, кто остался стройным. Эти же исследование показали, что полнота ребенка не зависит, кормили его грудным молоком или смесью, как рано вводили прикорм, давали ему потом цельное молоко или обезжиренное, ограничивали в десертах или разрешали съесть конфетку. Главным оказалось следующее: если родители заставляли или, наоборот запрещали ребенку есть. Тогда  он терял возможность прислушиваться к своему организму и совершал ошибки  в количестве съеденного.

Ребенок должен знать,

  • что еда будет на месте в положенное время, прием пищи должен быть предсказуемым;
  • качество еды также имеет значение -  пережёвывая каждый кусочек, ребенок должен наслаждаться едой, получая удовольствие. А после еды забыть о ней до следующего приема пищи;
  • не кормите ребенка, а ешьте вместе с ним. Запихивать еду в ребенка -  не ваша работа, поэтому никаких, уговоров, вознаграждений и поощрений.

И в заключении хочу подвести итог. В чем же тогда заключается роль родителя? Родители отвечают, что, когда и где будет есть ребенок. Ребенок же отвечает за то,  сколько и есть ли вообще. Чтобы научить ребенка правильно питаться, сконцентрируйтесь на том, что вы подаете к столу, а не на  том,  что именно съедает ребенок. Вы зарабатываете очки как родитель, когда ставите еду на стол. Дальше это дело ребенка – сколько и чего съесть.