Передо мной в кресле женщина, назовем ее Надежда. Ей около сорока.
?
- я родилась в восьмидесятые. В то время книги по психологии только начали появляться в большом количестве. Помню, сначала все зачитывались Карнеги, Эриком Берном, потом Луизой Хей и ее аффирмациями. Чуть позже изучала по книгам, как быть высокоэффективной, развить силу воли, влиять на людей и уметь прощать. И закончила я свое психологическое самообразование (улыбается) Лобковским – хорошо пишет, но помогает ненадолго. Я как будто долгие годы гнала от себя мысль, что рано или поздно приду за помощью лично, и как сейчас, лицо к лицу буду рассказывать кому то про себя. Кажется, я в полном отчаянии, почему мое психологическое самообразование не сработало?
?
Моя пациентка опустила глаза вниз и замолчала.
?
- кажется, вы смущены тем фактом, что не справились сами и сейчас обратились к человеку, а не к книге,
?
- да, возможно … мне помогали психологические книги, и я часто ощущала, как напряжение ослабевало. Подростком у меня были проблемы с общением, и я читала книги про то, как развить коммуникацию. Потом книги мне помогли пережить расставание с любимым и наладить новые отношения, но в целом тревога, сомнения и страхи так и остались. Они помогали пережить отдельные эпизоды в жизни, но что-то главное, важное внутри так и осталось не тронутым. Знаете, я будто моряк на речном судне, а в океанские глубины так и не сходила.
?
Грустно улыбается. Сейчас Надя была похожа на печального клоуна, который должен улыбаться всегда, но вместо улыбки уголки губ предательски ползут вниз.
?
- думаю, что в самостоятельной работе даже очень качественной каждый доходит до определенной точки, за которую дальше сознание не пропустит вас. Потому что там может быть слишком больно, страшно и неопределенно. Так можно ходить годами, пока не закончатся ресурсы, пока отчаяние и ощущение безнадежности окончательно не сломят. Многие люди, как добровольные галерщики, всю жизнь ходят от тупика к тупику, пока не поймут, что нужен Другой. Другой, как проводник во внутренний мир страстей и желаний, страхов и разочарований, ненависти и сильнейшей привязанности.
Гид, который знает этот маршрут, он по нему ходил не раз. Трудно, а некоторым людям и невозможно в одиночку развить в себе состояние наблюдателя, когда становится возможным самому, без посторонней помощи посмотреть на свою ситуацию, разложить ее на составляющие и по шагам пройти - нужен провожатый,
?
- я пришла за помощью, но мне страшно,
?
- что именно страшно?
?
- я боюсь узнать себя другой. Не очень способной, злой, унылой, желающей больше одиночества, чем веселых компаний – кому я такая нужна?
?
- себе. Принимая решение о терапии вы, безусловно, рискуете – большие знания, большие печали. Но и выигрыш велик – теперь вами управляют не техники, упражнения и печатные издания, пусть даже самые эффективные и действенный, а живой человек – вы сами,
?
- да, я понимаю, мне надо подумать
?
P.S. Отношения вездесущи. Появляется на свет ребенок - зарождаются главные специфические отношения «мать-младенец». Подросток учится выстраивать первые равные отношения со сверстниками. Потом любовные, супружеские, отношения с коллегами, с собственными пожилыми родителями и взрослыми детьми. Мы не можем избежать взаимодействий с другими людьми, и именно с этими другими возникают самые большие переживания, часто стрессовые, а порой и травматические. Так как же возможно получать травмирующие переживания от людей, а избавляться от них через книги, упражнения и техники?
Профессиональную психологическую литературу читать действительно сложно, особенно психоаналитическую. А популярная бывает разная, в основном авторы стараются писать просто, ведь из задача - массовый читатель. Еще, думаю, важно какую цель преследует читатель. Лечение, как таковое, на мой взгляд через книги невозможно. Равно, как и обучение психотерапии. И здесь уже дело не в простоте и сложности написания текста.